?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Технологии недели: девятиступка. - Самый популярный автомобильный блог.
tersan
tersan
Технологии недели: девятиступка.
4 года назад я на инфоксе опубликовал статью о том, что восьмиступенчатые коробки – предел развития технологий. Просто потому, что дополнительный вал некуда девать. 3 года назад босс ZF в интервью на Автомеханике сказал мне, что они разрабатывают волшебную АКПП, которая будет экономнее механики и при этом легче. Потом стало известно, что над 9- и 10-ступками работают Hyundai, что она появится на Крайслерах и на Honda. И вот..

Land Rover Evoque – первая машина с АКПП9.
Первыми успели лендроверовцы. Хотя крайслер с той же самой коробкой ZF 9HP выйдет в этом же году. Как всегда, все самое интересное в чистой механике придумывают немцы. Вы подумайте – все двигатели названы именами немцев (дизель, отто, ванкель).



В коробке ZF 9HP четыре вала, но они расположены в шахматном порядке. В итоге длина 9HP не изменилась по сравнению с 8HP (там тоже было 4 вала), а по сравнению с шестиступенчатой КПП увеличилась на 6 миллиметров. А масса – внимание – понизилась на 7,5 кг! Напомню, что это не мерзкий робот, а именно автомат. Только вместо гидротрансформатора здесь стоят две кулачковые муфты (а в 8HP стояло многодисковое гидродинамическое сцепление). Там еще много инноваций, но в итоге мы имеем 9 ступеней. Коробка может при переключении прыгать через передачи. Еще одна фишка – если ты переключаешься вниз (ну, рычажком) на слишком высокой скорости, коробка это запоминает, ждет падения скорости, а потом сама переключается. Благодаря очень короткой первой передаче (короче, чем раньше) есть практически понижайка. Благодаря очень длинной (9,84:1) девятой передаче (как звучит-то) есть возможность держать крейсерскую скорость на очень низких оборотах. В сущности, при нежной езде на машине с 9HP, можно ездить, никогда не раскручивая мотор даже до 1500 оборотов. Выглядит коробка чрезвычайно необычно:



Для атипичных девочек, которые смогли дочитать до этого места. Обычная АКПП выглядит так:



Да, она предназначена для переднего привода! Этот самый босс ZF Friedrichshafen говорил мне, что они ведут переговоры в том числе с АвтоВАЗом. Предусмотрены возможности для полного привода, для системы Start-stop, для гибридов. Во всех случаях применены решения с повышенной экономичностью. Например, для сохранения давления масла во время остановки двигателя по Start-stop вместо дополнительного насоса применен тупо гидроаккумулятор в формате цилиндр+поршень+пружина.

Вопрос – почему «автомат»?
То есть зачем множить ступени, если можно взять вариатор, где ступеней фактически бесконечное количество? Зачем использовать автомат, если есть экономичный робот? Так вот, ZF делает коробки лучше всех в мире. У этой фирмы 121 (сто двадцать один) завод по производству компонентов и миллиардные (!) бюджеты разработки. Они делают и роботы, и вариаторы. То есть вариаторы (для MINI’2001) уже забросили – пришли к выводу, что это ненадежно и дорого. Роботы (для Porsche 911) делают, но они все равно переключаются рывками и есть нерешаемая проблема с кавитацией вокруг лопаток на оборотах свыше 7000. Автоматы сейчас по всем характеристикам лучше всех остальных типов коробок, в том числе механики. Быстрее, экономичнее, комфортнее. Вот так-то.



PS. Экие молодцы пиарщики JLR. Прислали пресс-релиз с текстом "...и инженеры Land Rover в сотрудничестве с инженерами ZF разработали коробку передач для бренда Land Rover...". На самом деле ситуация такая: инженеры ZF разработали коробку передач, а инженеры JLR сказали им, какие модули расширения им нужны (для полного привода и для start-stop, например) и, вероятно, внесли изменения в программу управления коробкой, которая сейчас идет отдельным модулем.

Tags: ,

66 comments or Leave a comment
promo tersan february 26, 2013 12:54 162
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
supinatr From: supinatr Date: February 28th, 2013 05:03 am (UTC) (Link)
Картинка с новой коробкой не показывается. А в целом - да, прогресс неостановим!
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 05:23 am (UTC) (Link)
у меня почему-то показывается блин
arskvv From: arskvv Date: February 28th, 2013 05:06 am (UTC) (Link)
АвтоВАЗу-то зачем такие коробки? Куда они их ставить собираются, на Гранту?
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 05:27 am (UTC) (Link)
три года назад и гранты-то не было.
ну, скажем, на проект В могут и поставить.
это будущая преоро.
rotarepok From: rotarepok Date: February 28th, 2013 05:53 am (UTC) (Link)
Угу. Скоро мы увидим самое большое уныние в мире. Когда любая машина будет забираться на 60 километрах на 9 передачу, а в момент кик дауна будет скидывать по 6-7 передач долгие секунды пока ты перевариваешь вид приближающейся на встречке фуры при обгоне.

Но с точки зрения экономичности не самое плохое решение, наверняка.
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 06:13 am (UTC) (Link)
это не так.
во-первых, скорость переключения (с любой на любую) - 450 мс. У Maserati GranTurismo - 400 мс.
во-вторых, ты можешь лепестками заранее выбрать нужную педерачу
в-третьих, коробка адаптивная - если ты часто топаешь, то она будет оставлять повышенные педерачи.

короче всё предусмотрено.
vasiapetechkin From: vasiapetechkin Date: February 28th, 2013 06:32 am (UTC) (Link)
эти все стопицот-ступенчатые передачи - не что иное, как очередной высер маркетологов

5-7 передач - верхняя граница целесообразности, проще настроить движок поэластичнее, чем изощряться с теми планетарками

пропускает передачи? ох, какая умная (прям как я, когда с уклона со светофора стартую со 2й и потом втыкаю сразу 4-ю), пропускает - значит, эти передачи лишние!

хорошо запрограммированая коробка даже с 5ю передачами едет достаточно плавно, добавочные передачи, человекочасы вложенные в их проектирование и стоимость производства скорее всего не покроются полученной топливной экономичностью

я работаю в иностранной компании и хорошо знаю, зачем выпускают такие продукты - это не что иное, как прикладная фаллометрия

вот приходит человек с 100килобаксами в автосалон Мерседес, ему "у этой тачки 8-ступенчатая коробка!", а через дорогу салон РенжРовера - "а у нашей 9-ступенчатая! с ней ваш член удлинится на 5см вам будет комфортней ездить"

а посади человека в одинаковые машины с 6- и 8-ступками - он в 95% случаев не различит на чем едет
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 08:36 am (UTC) (Link)
эластичный движок не проще. наиболее экономичный диапазон оборотов достаточно узкий, и 9-ступке в нём держаться значительно легче, чем 5-ступке.
christos From: christos Date: February 28th, 2013 06:42 am (UTC) (Link)
Вот когда в кваттру или х-драйв с трехлитровым дизелем воткнут такую коробку, тогда и будем смотреть. А переднеприводный вариант не интересен совершенно.
А в целом коробка получилась очень удачная и по весу, и по размеру.
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 08:26 am (UTC) (Link)
ну на БНВ же уже стоит коробка 8HP, как известно.
(Deleted comment)
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 08:25 am (UTC) (Link)
вы путаете ZF и LR.
ZF не выпускает сырых ломучих конструкций :).
и электроники здесь не так уж и много, как можно подумать.
d1pr3d From: d1pr3d Date: February 28th, 2013 07:07 am (UTC) (Link)
Может сия коробка ускорит появление нормальных автоматов на мелких движках тиа 1-1.2 литра, а то наличие только робота на Fiat 500 немного расстраивает :(
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 08:24 am (UTC) (Link)
мелким движкам положен робот, ибо он дешёвый)
grivo From: grivo Date: February 28th, 2013 07:37 am (UTC) (Link)
но зачем 10 ступеней???????? попытка приблизиться к идеальной кпп?
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 08:23 am (UTC) (Link)
ну.. да)

но боссы ZF говорят, что ныняшняя коробка - это 89% от идеальной КПП.
и 9 ступеней - "логический предел развития"
alexnab From: alexnab Date: February 28th, 2013 08:01 am (UTC) (Link)
>>> В коробке ZF 9HP четыре вала, но они расположены в шахматном порядке.

покажи стрелками где там четыре вала?
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 08:20 am (UTC) (Link)
unis From: unis Date: February 28th, 2013 08:11 am (UTC) (Link)
А надежность не понизилась пропорционально количеству передач? )
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 08:21 am (UTC) (Link)
так мы имеем здесь не тупо увеличение количества шестеренок, а изменение конструкции.
как страдает надёжность - предстоит узнать )
но я верю в ZF.
kruzenwtern From: kruzenwtern Date: February 28th, 2013 10:42 am (UTC) (Link)
только ручка! только хардкор! ))))))))))))))))))))))))))))))
pavel_pavlenko From: pavel_pavlenko Date: February 28th, 2013 01:02 pm (UTC) (Link)
с одной стороны прогресс не радовать не может. С другой стороны от водителя всё меньше требуется навыков и умений, а с упрощением теряется немалая толика удовольствия. Для тех, кто хочет упростить себе рутину это, конечно, развитие в нужную сторону, но для меня Машина или Мотоцикл ( а не транспортное средство) должны обладать рядом специфических свойств: иметь бензиновый или дизельный двигатель с вибрациями, выхлопом и прочим, колёса и механическую кпп. Я с радостью куплю себе летающий электромобиль на солнечной энергии, как только будет возможность - и даже буду получать огромное удовольствие от полётов на оном, но заменить чувство езды на архаичном, брутальном и харизматичном аппарате с традиционным ДВС он не сможет.
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 10:03 pm (UTC) (Link)
Технологии чистого удовольствия никуда не деваются пока. В том же Porsche 911 есть семиступенчатая механика :)
alyona_87 From: alyona_87 Date: February 28th, 2013 03:36 pm (UTC) (Link)
фраза "девочкам будет неинтересно" очень коварна: сразу хочется залезть под кат, чтобы посмотреть - а что мне может быть неинтересно?!))
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 10:01 pm (UTC) (Link)
*коварно потёр ручки*
perfect_drugg From: perfect_drugg Date: February 28th, 2013 09:15 pm (UTC) (Link)
кавитация на высоких оборотах - это как раз у классических акпп, а роботов порше таких проблем нет
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 10:02 pm (UTC) (Link)
это я не сам придумал умное слово, это именно их жалобы.
shaihkritzer From: shaihkritzer Date: February 28th, 2013 09:38 pm (UTC) (Link)
хуита полнейшая. понятно из заголовка, остальное не читал.
tersan From: tersan Date: February 28th, 2013 10:01 pm (UTC) (Link)
ну и зря. глядишь, что-то новое бы узнал
66 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]