?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Голландцы изобрели автомобиль, который вырабатывает энергии больше, чем потребляет. Как?! - Самый популярный автомобильный блог.
tersan
tersan
Голландцы изобрели автомобиль, который вырабатывает энергии больше, чем потребляет. Как?!


Вот эта странная штука - большой четырехместный семейный энергетически избыточный автомобиль. То есть он производит энергии больше, чем потребляет. По крайней мере, именно так утверждают его создатели - студенты TU/e (Университет Технологий из моего любимого Эйндховена). Автомобиль будет принимать участие в октябрьской гонке Bridgestone World Solar Challenge. Да - это солнцемобиль, разумеется.



Давайте посчитаем, как такое возможно. Пусть наш солнцемобиль имеет пять метров в длину и два в ширину (Ford Excursion из вчерашнего поста даже больше). И полностью устелен солнечными батареями (почему бы и нет, стекла-то вертикальные). И мощность этих батарей - 1 кВт на квадратный метр. Это нормальная цифра для солнца средней полосы России. Итого, мощность батарей на машине - 10 Квт. В привычных цифрах это 14 лошадиных сил. Часть лошадей теряется по пути к колесам, но в итоге да - можно худо-бедно ехать. У Запорожца вон 27 сил было и ничего - ехал же?
Но да - ехать можно только пока солнце светит. Не зря эта самая гонка проходит в Австралии.

И все же, как насчет вот этого производит больше, чем потребляет? Фразочка-то громкая, да? Представьте себе, что все автомобили на Земле не потребляют энергию, а производят её? Фраза студента из рекламного видео Stella, кстати. Давайте его посмотрим:



Итак, идея голландцев в следующем: автомобиль вырабатывает энергию постоянно и запасает её в своих аккумуляторах, а ездит лишь иногда. Таким образом и выходит "energy positive", то есть избыток энергии. Ну давайте снова считать.

В Москве в среднем 1730 солнечных часов в году (в прошлом было >2000). То есть Stella выработает 17 000 кВт-часов энергии за год. В Сочи - 20 000 кВт-ч.
Теперь сколько нам нужно? Пробег среднего автомобиля - 20 000 км в год. При реалистичном среднем расходе 7 литров на 100 км это 1400 литров бензина. Известно, что в одном литре бензина примерно 2.7 киловатт-часов энергии. Другими словами, нам нужно меньше 4 000 кВт-ч энергии за год!

Вот это да. А голландцы-то правы!

То есть, если среднестатистический москвич будет ездить на солнцемобиле, то он будет ездить бесплатно, да ещё и дома запитывать чайник и микроволновку? А сочинцы могут сливать избыток киловатт-часов в сеть и зарабатывать?
Поднимем градус ожиданий. На самом деле на 1 квадратный метр земли даже в Мурманске приходит 3 кВт солнечной энергии, а во Владивостоке - 5 кВт! То есть во Владике на вашу машину падает каждый день эквивалент 200-250 литров бензина!

Увы, реальность сурова. Ахаха, какая внезапная фраза. Во-первых, есть такая штука, как КПД. Энергия теряется везде. КПД самых дорогих солнечных батарей - не больше 40%. КПД электродвигателя - до 85%. КПД заряда/разряда аккумулятора - 80%. И так далее и так далее. Энергия уходит в нагрев подшипников, покрышек, тормозных дисков, шестеренок в редукторе... В итоге из этих 5 Квт мы применим на дело (на перемещение себя в пространстве) хорошо, если 5-10%.
Во-вторых, для того, чтобы собрать накопленную за день энергию, и использовать её для езды, нам нужны аккумуляторы. А они дорогие и тяжелые. Это совершенно непроизводительный расход энергии на таскание туда-сюда сотен килограмм лития, кобальта, углерода и железа.
Да, голландцы говорят, что батареек в Стелле хватает на 1000 километров пробега (с учетом подзарядки солнцем на ходу). Это очень-очень много. Но краудфандинговая Stella, если честно, далека от того, что мы сейчас считаем нормальным автомобилем. Сделана она из говна и палок - даже на рекламном видео выглядит, как бюст Милы Йовович. Очень жалобно выглядит, плакать хочется.
А вблизи... ну, я щупал пару таких солнцемобилей, так в них даже сесть нельзя без опаски, что кузов сломаешь. Экономия денег и веса на всём, чем можно. Алюминиевый каркасик и тоненький пластик кузова.

Однако прогресс не стоит на месте.

Когда-то солнцемобили выглядели так:



Сейчас выглядят так:



Вы бы стали ездить на работу на этом? :)



Ну то есть вот на всех этих Solar Challenge в Австралии, Абу-Даби и Калифорнии участники ездят на таких машинах:



Или машины на участниках.



Но да, прогресс не стоит на месте. Уже появляются машины, которые выглядят "как нормальные". На заднем плане - Stella образца прошлого года.



Растёт КПД всего. В первую очередь - аккумуляторов и солнечных модулей. Недавно совершил перелет до Гаваев первый самолет (!) на солнечных батареях. И в этой связи очень важно появление автопилотов и v2v-интерфейсов. Напомню: когда это случится, ДТП исчезнут от слова "совсем". И машины можно будет делать не из стали со сминаемыми зонами и разными системами безопасности, а из говна и палок. К тому времени и производители легких аккумуляторов подтянутся, и мы будем ездить бесплатно.

Да?



PS. в следующий раз расскажу про ветромобиль, который может ехать против ветра, а если по ветру - то обгоняя его.

Tags: , , , ,

34 comments or Leave a comment
promo tersan february 26, 2013 12:54 162
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
Comments
chistoprudov From: chistoprudov Date: July 12th, 2015 11:53 am (UTC) (Link)
Да, Серега!
vzanuda From: vzanuda Date: July 12th, 2015 12:32 pm (UTC) (Link)
Главное технологии развивать, что мы и видим. А в будущем... оно само наступит, нас не спросит.
sceptikk From: sceptikk Date: July 12th, 2015 02:57 pm (UTC) (Link)
надо правильные технологии развивать, а не все подряд.
солнечные батареи -это тупик
promasterhappy From: promasterhappy Date: July 12th, 2015 12:46 pm (UTC) (Link)
Прекрасное далеко,не будь ко мне жестоко:)
the_cher From: the_cher Date: July 12th, 2015 12:55 pm (UTC) (Link)
проще и сильно проще не вырабатывать на борту
цена бортового квт сильно выше чем промышленного
всегда будет проще и дешевле произвести и доставить
так что солнцемобили видимо таки тупик
другой вопрос что батареи на крыше вполне хватит на кондей
и подзарядить ходовой аккум чуть-чуть
ииии фанфары бмв уже так делает серийно
sceptikk From: sceptikk Date: July 12th, 2015 01:02 pm (UTC) (Link)
оценка мощности солнечного излучения сильно завышена. 1 квт - это в солнечный полдень перпендикулярно лучам. в средних широтах средневзвешенное значение на горизонтальной батарее будет ближе к 200-300 вт
igor_piterskiy From: igor_piterskiy Date: July 12th, 2015 01:59 pm (UTC) (Link)

С арифметикой в статье все совсем не хорошо.

Надо учесть еще КПД солнечных батарей, а он - порядка 20%. С другой стороны, эффективность использования электроэнергии в электромобиле в разы выше, чем энергии бензина в машине с ДВС.
cheshirskiy_ejj From: cheshirskiy_ejj Date: July 12th, 2015 01:22 pm (UTC) (Link)
В водородный двигатель уже наигрались. Ждем когда наиграются в солнечный.
pnikolaev From: pnikolaev Date: July 12th, 2015 06:23 pm (UTC) (Link)
Серега! Отличный пост!
rotarepok From: rotarepok Date: July 12th, 2015 06:43 pm (UTC) (Link)
Пока они строят свое беспонтовое будущее я бы хотел наиграться в V8 и V12 например. Дым из под колес и рев мотора, вот это все.
igor_piterskiy From: igor_piterskiy Date: July 13th, 2015 12:04 am (UTC) (Link)
Правильная налоговая система - и игры в V8 и V12 будут доступны только миллиардерам. И это правильно.
fraks_nsk From: fraks_nsk Date: July 13th, 2015 03:28 am (UTC) (Link)
На вопрос "Голландцы изобрели автомобиль, который вырабатывает энергии больше, чем потребляет. Как?!" можно ответить и так:

- Снизить у автомобиля возможности потребления, поставить микродвигатель :)

И еще мысль по поводу исчезновения ДТП при автопилотах. Почему-то даже на рельсовом транспорте полные автопилоты внедрены только кое-где. Кроме того, не стоит забывать что предполагаемый автопилот - это компьютер, и никто не гарантирует отсутствие ошибок в его ПО, компьютерных сбоях и т.п.
vzanuda From: vzanuda Date: July 13th, 2015 05:16 am (UTC) (Link)
Рельсовый транспорт слишком разнообразен. Где-то типа монорельса влияние человеческого фактора минимально, т.к. длинна линии маленькая. Если взять типа РЖД, то автопилот хоть и есть, и работает но воздействия внешних факторов слишком велико.
zulu_5 From: zulu_5 Date: July 13th, 2015 06:35 am (UTC) (Link)
Нет. Водород нас спасёт. Его до фига и выхлоп вода. Вот производить водород для машин вполне можно и на солнечной энергии
zulu_5 From: zulu_5 Date: July 13th, 2015 06:40 am (UTC) (Link)
Кстате про автопилот. Как компьютер будет принимать решение в критической ситуации? Ребёнок с мячом перед машиной, столб справа, велосипедист слева. Кто должен умереть?
sceptikk From: sceptikk Date: July 13th, 2015 09:25 am (UTC) (Link)
по факту такой выбор и так всегда делается самим водителем
не вижу ничего страшного в том, чтобы заранее согласовать приоритеты и внести их в алгоритм. или вы предпочтете генератор случайных величин?)
vorchun_luka From: vorchun_luka Date: July 13th, 2015 05:20 pm (UTC) (Link)
Тюююю. С Питером не прокатит
34 comments or Leave a comment