Самый популярный автомобильный блог. (tersan) wrote,
Самый популярный автомобильный блог.
tersan

Двигатель года, или мысли о техническом прогрессе.

Вы, конечно, уже знаете об итогах конкурса «Двигатель года». Но френд evgeny_db попросил меня написать своё мнение. Так могут делать и другие френды, если чо – постараюсь всех удовлетворить ;-)

Ну так вот. Я расскажу сначала о правилах конкурса, потом о выигравшем фольксвагене, а потом о твинчарджерах.


Конкурс «Engine og The Year» проводится 10 лет. В этом году судьями были 65 человек из 32 стран. За Россию были Голованов и Подорожанский – оба из журнала «Авторевю». Большинство стран представлены двумя человеками. Германия – четырьмя, США – десятью. Моторы разделены на 8 категорий по объему, плюс "зеленый", "спортивный" и "новый". Обратили внимание на последнюю номинацию? Дело в том, что в этом конкурсе принимают участие все двигатели, а не только те, что выпущены за последний год (как в случае конкурсов "Автомобиль Года"). Например, тойотовский гибрид пять лет подряд был на первом месте в категории "зеленых" моторов.
Каждый судья в пределах одной категории получает 25 баллов и волен их распределить по пяти лучшим моторам этой категории. Максимум – 15 баллов одному мотору. Таким образом, один мотор может заработать до 975 баллов. Двигателем 2009 года стал моторчик VW 1.4 Twincharger – набрал 354 балла.


Интересно, что этот мотор уже был лучшим в категориях 1,0-1,4 с 2006 года. А в том году был еще и лучшим среди новых двигателей. Почему он получил первоме место только сейчас? Потому что
1. Всем надоели эти BMW. Сколько можно – 4 года подряд получают первое место и кучу номинаций. Они и в этот раз почти выиграли (для BMW 3.0 tt это стала бы третья подряд награда), лишь пяти баллов не хватило.
2. Экология и экономия во главе угла нынче. А мотор VW куда экономичнее твинтурбового 3.0 BMW. Ведь не зря его поставили на первое место и в категории "зеленых" вместо приусовского гибрида. Кстати, я абсолютно согласен с тем, что гибриды – фигня.

Что такое твинчарджер? Таким словом называют сложную конструкцию смешанного наддува: в моторе присутствуют и турбина, и компрессор. Схему стоит признать чрезвычайно правильной. Наддув обеспечивает высокую литровую мощность. Это значит, что мощный мотор мы можем сделать маленьким и легким (а значит – улучшить проходимость, динамику, экологичность, экономичность...). Компрессор обеспечивает мощность на низах, а турбина – на верхах, устраняя, таким образом, недостатки друг друга.

Наддув – это вообще must have. Наддув будет у каждого ДВС в будущем. Почему – я уже объяснил. Не зря в этом году наддувные моторы победили в 6 категориях, в прошлом – в 8 категориях. Не зря BMW обломала фанатов и все-таки начала делать турбомоторы. Но у наддува есть и недостатки:
1. он усложняет конструкцию и стоит денег. Но технический прогресс весь такой, ничего не поделать
2. компрессор не обеспечивает мощности на верхах, а турбина делает мотор нервным, обеспечивая мощность только на верхах. Понимаете? Или внизу мощность, или вверху. Все равно что талия и сиськи – они не сочетаются!
Есть способ сочетать талию и сиськи. Называется силикон.

Есть также способ сочетать преимущества турбины и нагнетателя – поставить их в во впускном тракте одного мотора друг за другом. Мы получаем преимущество обоих типов наддува. Но, как и в случае силикона, есть недостатки.

Первый раз такую схему опробовали еще на Lancia Delta Rally Car в 80-х годах. А первой серийной машиной был Nissan March Superturbo 1988 года. При объеме 0,93 литра мотор выдавал 110 л.с. Это самая быстрая Micra за всю историю. Вот её заводской вид:


Было выпущено 10 000 штук. Омологация для ралли. Сейчас оставшиеся в живых Супертурбы тюнингуют под Pulsar GTi-R:


Я не нашел данных о надежности этого автомобиля, но могу предположить. Во-первых, мне, как владельцу двух турбированных ниссанов, известна их надежность в целом. Во-вторых, твинчарджер – не самая простая схема питания мотора.
Это и есть недостаток конструкции. Усложнение и удорожание. Вот мотор-победитель, обращаем внимание на впуск (самый левый предмет):

Про его надежность пока ничего не известно – всего-то несколько лет выпускается. Но могу предположить, что немцы смогли построить достаточно крепкий агрегат. А значит нас ждут всё новые и новые твинчарджеры от других производителей.

Кстати. Все типы моторов, существующих в природе, придумал немцы. Отто-мотор (бензиновый), Дизель-мотор, Ванкель-мотор (РПД), и так далее. Кто сможет назвать тип двигателя, придуманный не немцем, получает от меня пиво или мороженку на выбор :-). Самовывоз.
Учитывая, что у нас нынче пятница, давайте еще раз посмотрим, могут ли сочетаться наддув на верхах и на низах на примере другого автомобиля (извините, в кадр случайно попал человек):
Tags: bmw, lancia, nissan, toyota, volkswagen, будущее, сиськи, технологии
Subscribe
promo tersan february 26, 2013 12:54 150
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments