Самый популярный автомобильный блог. (tersan) wrote,
Самый популярный автомобильный блог.
tersan

Categories:

Вы удивитесь: так в Москве делают трамвайный путь.

Для начала, краткий ликбез. Трамвайные пути бывают совмещенные и обособленные. Вторые, конечно, предпочтительнее со всех точек зрения. И, конечно, обособленный путь должен быть спрятан в грунт и закрыт травкой. Вот, например, Милан:



Здесь всё по-итальянски раздолбайски сделано, в Германии это выглядит на порядок интереснее и аккуратнее, но я фоток оттуда не нашел. Или вот даже в Минске трамвай ходит по травке. В России травкой не заморачиваются, бросают рельсы, как есть. То есть земля, щебневая подушка, шпалы, рельсы. В Екатеринбурге, например, большая часть путей выглядит именно так. На машине по ним не проехать (хотя отдельные кросавчеги пытаются). И да, в Екб на самом деле трамваи с воздушными шариками!



А вот в Москве, по непонятной мне причине, обособленных путей нет. 100% трамвайных путей в Москве приспособлены для движения автомобилей. Часть из них считаются закрытыми для машин, на них висит кирпич. Часть считается закрытыми, но кирпича не висит (вдоль ш.Энтузиастов, например). Понятно, что в этом случае по путям можно ехать. Но речь не об этом.



Как делается совмещенный путь у нас: вынимается грунт, кладется подушка, шпалы, рельсы (вровень с покрытием), а потом всё засыпается и заливается асфальтом. Выглядит красиво, но только до начала эксплуатации. Рельсы и асфальт испытывают совершенно разные нагрузки. Рельс жутко вибрирует и быстро раскрашивает асфальт вокруг себя. Получаются ямы. В Москве эту проблему решили так – вокруг рельс кладут бетонные плитки.



И это еще хуже. Да, плитки долговечнее асфальта. Но маленькие и тоненькие, уложенные брошенные на щебень, они сразу начинают разъезжаться под колесами, и получается, простите, адовый пиздец. Кроме того, у плиток сверху есть фаски, то есть даже новый путь – как брусчатка. Ехать по таким плиткам можно только на ленд ровере. На перекрестках даже стали класть резиновые плиты с пупырчиками, чтобы хоть как-то можно было рельсы пересекать, не убивая машину. Понятно, что это решение равносильно пластырю во время поноса.



Но в последние годы при ремонте путей в Москве бетонные плитки стали заменять на бетонные плиты. Это получше – плиты длинные и толстые, их не так просто сдвинуть с места колесами. Кроме того, они кладутся на резиновые вкладыши, и при вибрации не разрушаются сами и не разрушают полотно вокруг. Ну, то есть так должно быть. На самом деле так не всегда. Я не знаю, может, это используют некондицию, а деньги за нормальные плиты пилят?



Ну короче, иду я как-то по Бауманской улице, и вижу – ремонтируют пути.



Поставили пластмассовые блоки (кстати, они должны заполняться водой, но в Москве на это забивают, блоки становятся тупо декоративными), натянули ленточки. Разобрали старые пути, достали грунт, делают всё по-новой.



Привезли плиты, полиуретановые вкладыши. Вроде по-уму делается. На фотке уже фрагмент нового пути.



И вдруг вижу - под подушкой рельсы чем-то выстилают. Нифигасебе, да? Помню, в детстве меня до глубины души поразили фотографии с социалистической стройки Аму-дарьинского канала. Как его полностью выстилают плёнкой перед укладкой основания. Сотни тысяч метров пленки по пустыне.
На переднем плане - материал для выстилания.



Вижу - стоит человек явно не гастарбайтерской внешности, типа прораб. Я к нему подхожу и спрашиваю - а это типа гидроизоляция, да? Он мне говорит - "Sorry, moya tvoya ploho ponimat". Оказалось, тоже гастарбайтер. Если точнее, представитель польской фирмы Tines. Тут я, конечно, офигел.



Оказалось, эти маты - виброизоляция. Обеспечивают "редукцию динамического воздействия в виде колебаний", как написано на сайте фирмы. Там вообще адовый русский язык, чуть лучше гуглтранслейта. Еще цитата: "Маты создают барьер для передачи колебаний от полотна к нижнему строению пути и далее, через почву, к строениям вблизи трассы". Маты, кстати, голландские. Но фирма польская. Её наняли субподрядом именно для укладки матов, то есть экспат следил как раз за укладкой виброизоляции.



На этом месте я офигел еще больше. Представляете - в Москве обычные трамвайные пути кладут на виброизоляционную подкладку, спасая окружающих от вибраций. До чего москвичи зажрались техника дошла, а?
Про гидроизоляцию я подумал, потому что гасторы заклеивали стыки между матами специальной лентой, нагревая её феном. Оказалось - это не для герметичности. Понятно, что герметичность в данной ситуации не критична. Это нужно просто для того, чтобы маты не разъезались при насыпке щебня поверх. Впрочем, маты обеспечивают еще и электроизоляцию пути, но это просто бонус.
У иностранных рабочих, занимавшихся укладкой, были колоритные дырки на носках.



Тут к стройке подошли еще два серьезных мужчины и стали что-то на повышенных тонах обсуждать. Общаться они очень не хотели, но в итоге удалось выяснить, что это представители близлежащей гостиницы. Одно из зданий на Бауманской переоборудуют под отель.
Так вот, оказалось, что виброизоляцию оплачивают именно отельеры. Начали отель делать, и оказалось, что гости падают с кроватей, когда по улице трамвай проходит. А тут как раз ремонт. Отель заплатил польским гастарбайтерам, чтобы они заплатили таджикским гастарбайтерам, чтобы они уложили маты на 200 метрах улицы.



Вот такая история.
Фотки сделаны в сентябре. Я дождался ноября, когда всю улицу закончили перекладывать, и специально проехался по этому участку на двух разных трамваях. Разницы не замечено. Постоял рядом, послушал. Разницы не замечено. Может быть, разницу ощущают отельеры. А может быть, надо было брать не 11-миллиметровые, а 35-миллиметровые маты (на сайте написано, такие есть).

И еще маленькое замечание. Современный способ укладки путей выглядит так. Снимается немного грунта, на подушку укладываются специальные бетонные плиты с каналами. В каналы укладываются рельсы и всё заливается полиуретановой смолой. Называется ERS - Embedded Rail System, то есть Система с обособленным рельсом. Шпалы отсутствуют.



Рельс лежит в мягкой подушке, плита жесткая, вибрации отсутствуют, поверхность плит гладкая.



Такой способ лучше всем - легче укладывать, легче ремонтировать, легче содержать, можно делать более точный путь для скоростных трамваев (кстати, вы знали, что изогнутый рельс в повороте - это кривая третьего (!) порядка?), практически вечный, и так далее. Один минус - дороже. Но для Москвы это скорее плюс, так что я не понимаю, почему так не сделать. Всё равно через несколько лет и то, что сейчас сделано, надо будет ремонтировать.

Кстати, не могу не перепостить фотку новенького трамвайного пути в Екатеринбурге. На Ботанике, открылись 1 ноября. Какая там травка, какие там Embedded Rail, о чём это я...

Tags: москва, общественный транспорт
Subscribe
promo tersan february 26, 2013 12:54 150
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →