?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Всё, что вы хотели знать о фрилансе. - Самый популярный автомобильный блог.
tersan
tersan
Всё, что вы хотели знать о фрилансе.
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления.

Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на собеседования. Тут надо сказать, что я – достаточно квалифицированный, но очень узкий специалист. Последние пять мест работы – главный редактор автожурнала. Много ли в стране автожурналов, которым нужен главред (и которые предложат ему достаточно бабла)? Поэтому поиск работы у меня никогда не был быстрым. Ну вот. Деньги потихоньку кончались, настроение ухудшалось, работы не находилось. Гармонии в душе не было. Решение пришло ко мне в ноябре. Я понял, что не создан для работы офиса. С этого момента я перестал искать работодателей и стал искать заказчиков. Я стал фрилансером.

Что нужно, чтобы быть успешным фрилансером?
Всего лишь иметь достаточное количество хороших заказчиков, вовремя их удовлетворять и не забывать собирать гонорары. Как только я решил, что я фрилансер, всё встало на места – мироздание, как положено, отвечает на правильно заданные вопросы, заказчики быстро нашлись, и в феврале я начал вести учет доходов – записывать, сколько и для кого написал, сколько и когда получил. По итогам марта вышло, что фриланс прибыльнее офисного рабства, апрель эту аксиому подтвердил, а в мае я решил перейти на вторую ступень фрилансерства и уехал из Москвы на месяц. Доходы не снизились.

Я – фрилансер.
Я пишу статьи для бумажных и электронных СМИ (темы: автомобили, путешествия, экстрим, прочий мужской лайфстайл), веду корпоративные блоги, странички в соцсетях. Гонорары зависят от сложности текстов и много другого, но минимальная ставка, за которую я работаю – 50 копеек за одну букву. За один час я пишу текст примерно на 2000 знаков, с учетом поиска информации. Таким образом, час моего рабочего времени стоит тысячу рублей. Значит, для того, чтобы зарабатывать 90 тысяч в месяц, достаточно работать три часа в день (но это без выходных). Главным редакторам, как правило, платят меньше за офисную работу с непрерывным геморроем. Важнейший комментарий – при этом жить можно в любом месте, что неоднократно проверено.
Это теоретические выкладки, практика иногда вносит свои коррективы, но в целом теория верна.

Как и где я работаю.
Надо сказать, что мне сильно повезло – для работы мне достаточно совершенно любого компьютера (можно даже планшет с клавиатурой) и доступа в интернет, хотя бы эпизодического. Дизайнерам, фотографам, айтишникам, бухгалтерам намного сложнее - первым нужно иметь тяжеленный комп с огромным монитором, вторые привязаны географически к месту работы, последние вообще только с одного компа могут заходить в корпоративный 1С. Я же работаю везде, где есть свободное время и, что случается реже, рабочее настроение. Надо сказать, что чем менее рабочая атмосфера вокруг, тем лучше мне работается. Конечно, неудобно – солнце слепит монитор, клавиатуру того и гляди засыпит песком, или зальёт мохито, но как вспомню про офисный планктон, сразу становится легче.
У меня уже набралась целая коллекция фотографий тяжелого фрилансерского труда – с пляжей, гамаков, кафешек, гостиничных холлов, самолетов, кораблей… вот последний кадр – с парома где-то между Трондхеймом и Кристиансундом.



Сложно ли себя организовать?
Это самый частозадаваемый вопрос. Отвечаю – да, это охренеть как сложно. Дело в том, что я не являюсь трудоголиком. Да ладно, чо уж там, я – ленивая тварь. Да, бывали месяцы, когда удавалось работать даже не по три, а по 6 часов в день. Однако бывали и месяцы, когда удавалось уговорить себя поработать часа полтора. Я уже перепробовал всё – разные мотивирующие техники, ежедневники и планировщики, самостимуляторы, фотографии кадиллаков на холодильнике… И у меня все еще нет рецепта для других лентяев - как работать, когда никто не пинает. Помогают только дедлайны, да и то не всегда.
Кстати, отсутствие будильника, которое казалось главным плюсом фриланса, на самом деле таковым не является – если не пользоваться будильником, то ты вообще будешь тупо спать весь день, поэтому все равно приходится ежедневно вставать рано, по будильнику. Часов в десять.

Это же ненадежно?
Вот самый глупый вопрос. Его задают представители офисного планктона, которым платит 1 (один) работодатель. При увольнении доходы планктона мгновенно падают до нуля. Иметь 10 (десять) заказчиков в 10 раз надёжнее – даже если завтра отвалится сразу два или три из них, доходы упадут незначительно, а замещение им вскоре найдется.
Насчет кидалова со стороны заказчиков – я, как правило, работаю с постоянными клиентами. Если кто-то из них вдруг перестанет платить, я просто перестану для него писать (начну больше писать для других). А клиент останется должен мне за последний месяц. За три года в махровых должниках числятся:
- бывшее агентство Edelmann, 23 000. Безнадёжно.
- Инфокс-интерактив, 98 000. Обещают заплатить.
- журнал Status. 8000. Просто пропали.
В некоторых случаях написанные, но неоплаченные материалы можно продать другому изданию. Словом, проблема кидалова лично у меня не стоит, но некоторых фрилансеров она мучает по-настоящему.

Это же скучно!
Ну.. Тут двоякая ситуация. Скучно ли мне жить? Я регулярно катаюсь на доске, играю в покер, хожу на скалодром и на танцы, играю на барабанах. Часто хожу на разные другие активности, много путешествую. Я общаюсь именно с теми людьми, с которыми хочу, а не с теми тварями, с кем свела судьба в офисе. Кроме того, у меня есть возможность делать все это именно благодаря наличию свободного времени. Да, чаще всего все эти активности все равно происходят вечером, ибо друзья-то должны ходить в офис. Но зато у меня есть возможность уделять отдыху каждый вечер и даже ночь, ведь домашними делами я спокойно занимаюсь днем.
Другая сторона медали – я занимаюсь всем этим именно потому, что иначе было бы скучно. На самом деле офисная жизнь дарит тебе, каким бы ни был коллектив, массу общения – то в курилке потрепался про рыбалку, то на обед сходил с отделом, то у принтера парой слов перекинулся… Когда ты работаешь дома, подобного поверхностного общения на самом деле не хватает, и это чувствуется. Я сознательно подписываюсь на все презентации, показы и конференции – чтобы больше общаться.

Минусы фриланса.
1. Самый главный – отсутствие официального места работы. Ну то есть в России с ним особых проблем нет – кредит во многих банках могут дать не по 2-НДФЛ, а по твоим реальным доходам (в конце-концов, мало ли топов с официальной з/п сто баксов?). Пенсионный счет не пополняется, но на него в любом случае нет надежды. А вот для иностранцев это проблема – при подаче документов на визу мне всегда приходится думать, откуда взять справку «с места работы». Иногда помогают заказчики, иногда друзья-главбухи, иногда хватает справки из банка. На американскую визу подаваться боюсь :(.
2. Низкий статус. В бытность главным редактором перед новым годом весь стол был заставлен презентами от рекламодателей. А когда ты внештатный автор, тебя даже не на каждую презентацию пустят. К счастью, у меня, во-первых, остались некие связи с прежних работ и некая известность в автосообществе. Во-вторых, помогает блог.
3. Отсутствие поверхностного общения, уже сказал.
4. Нельзя уехать в отпуск в офисном понимании - то есть выключить телефон, айпад, мозг, и лежать на пляже две недели. Писать нужно пусть не каждый день, но постоянно. Болеть тоже недопустимо. Короче, расслабляться нельзя. С другой стороны, напрягаться тоже не надо :).



Плюсы фриланса.
1. Самый главный – я не стою в пробках. Я не знаю, может, это сложно понять со стороны. Когда ты планктон, ты привыкаешь к пробкам, и ежедневно стоически их переносишь, тренируя дао. А когда ты в пробке оказываешься раз в две недели, они просто ужасно, непередаваемо бесят (как успокоительные таблеточки в плохо открывающейся баночке). Я не понимаю, какого хрена?! Ну вот какого хрена я трачу на это свою жизнь? Если рассчитывать на среднюю продолжительность жизни по РФ, то мне осталось всего-то 170 тысяч часов. Ну какие могут быть пробки???
2. Я не хожу в офис. Не нужно каждый день соблюдать дресс-код и торопиться отметить свой бейджик на проходной (1 минута опоздания – штраф 1 доллар). После трех лет свободы вообще становится непонятно, как можно так жить, а главное – зачем?
3. Это полезно для здоровья. Я могу питаться 8 раз в день, чистить зубы и часик спать после обеда, делать утреннюю пробежку, и так далее. При офисной жизни это тоже возможно, но достаточно сложно.
4. Я могу жить днем, а не только вечером. А это оказывается сильно дешевле. Кинотеатры, репетиционные базы, скалодромы, лыжные подъемники – все услуги днем дешевле, чем вечером, зачастую в два раза. При этом за меньшие деньги они еще и лучшего качества – очереди меньше, на трассах свободнее, в прокате остались не только дырявые барабаны :).
5. Я могу путешествовать. Может, это самый главный плюс. Планирование своего отпуска за полгода – мой мозг как-то отказывается даже представлять это. Появился горящий тур в рассылке? Купил его, да поехал. В 2012-м году я провел 112 дней в Европе, еще примерно столько же в поездках по России (в основном, в Екатеринбурге), остальное – в Москве. При этом, однако, нужно всегда помнить о материалах, которые ждут заказчики. Я не езжу в отели, где нет вайфая и в каждой стране покупаю симку для айпада. За последний год на связь ушло 30 тысяч.
6. Я могу не просто путешествовать, но и жить практически в любом месте, получая при этом вполне московскую зарплату. Это тема для отдельного разговора.

Итого.
Лично мне очевидно, что фриланс – работа будущего. Однако понимаю, что далеко не все люди со мной согласятся. Для многих офисная работа реально выглядит привлекательнее (также, как многие необъяснимо не любят путешествовать). Кроме того, чисто технически не все могут стать фрилансерами. Наконец, я бы не смог стать фрилансером, не отработав десять лет в офисе - это дало мне необходимые опыт и связи.
Так что я далек от того, чтобы агитировать других.
Задавайте вопросы!

Tags: , ,

151 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]
(Deleted comment)
prohorov From: prohorov Date: February 26th, 2013 09:06 am (UTC) (Link)
сначала новости и рерайты, потом статьи
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
andrey_valuev From: andrey_valuev Date: February 26th, 2013 09:04 am (UTC) (Link)
На вот тебе еще в коллекцию
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 09:31 am (UTC) (Link)
О, вот спасибо :)
bronevoy From: bronevoy Date: February 26th, 2013 09:07 am (UTC) (Link)
хм, кому что написать, чтобы понравилось и за это заплатили?
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:15 am (UTC) (Link)
очень вариативно )
востребованы любые тексты - и про рыбалку, и про макраме, и про форекс. Но лучше писать про то, в чем разбираешься.
И уже смотреть заказчиков на эти тексты.

Если говорить про интернет, то здесь самые жирные темы - авто, тревел, IT. Ну порнуха, понятно, но это надо не писать, а снимать ))
andrey_valuev From: andrey_valuev Date: February 26th, 2013 09:08 am (UTC) (Link)
А вообще тоже часто мысли о фрилансе посещают, но чую не потяну
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:13 am (UTC) (Link)
что именно не потянешь?
zorych From: zorych Date: February 26th, 2013 09:08 am (UTC) (Link)
Главный вопрос - как найти заказчиков?
prohorov From: prohorov Date: February 26th, 2013 09:13 am (UTC) (Link)
сначала поработать в офисе и обзавестись связями и авторитетом
olleggator From: olleggator Date: February 26th, 2013 09:24 am (UTC) (Link)
интересно было почитать, спасибо
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:13 am (UTC) (Link)
не за что)
sherellyn From: sherellyn Date: February 26th, 2013 09:27 am (UTC) (Link)
Зависть, чо)))
Хотя я не офисный планктон))))
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 09:31 am (UTC) (Link)
ты - Чебурашка?
ultra_nm From: ultra_nm Date: February 26th, 2013 09:32 am (UTC) (Link)
У тебя большой плюс в том, что ты раньше таки сидел в офисе и обзавёлся, как ты говоришь, статусом. Без него так вот просто не пробиться в любом случае.

Но полностью тебя поддерживаю. Когда я всё прошлое лето также работал фрилансом, было просто отлично. Сейчас в принципе тоже неплохо в офисе, потому что с основной работой я совмещаю ещё три.
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:09 am (UTC) (Link)
Да, без опыта было бы сильно сложнее.
anrysmith From: anrysmith Date: February 26th, 2013 09:37 am (UTC) (Link)
а можно ссылки на несколько последних статей? хочется посмотреть какого формата материалы
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:12 am (UTC) (Link)
Самого разного. Пишу и для научных журналов, и для женских гламурных :).
Иногда в жж выкладываю тексты.
Скажите, какой формат интересен вам - найду ссылки.
the_best_kitten From: the_best_kitten Date: February 26th, 2013 09:39 am (UTC) (Link)
Классно все написал, готова подписаться практически под каждым пунктом
Чистым фрилансером не была, но полтора года работала на иностранную компанию в режиме хоум-офис, очень похоже всё
Тогда мне реально не хватало офис ной жизни, так что в итоге я выбрала офис, а сейчас иногда скучаю по тем временам )

Пусть будет больше заказчиков, хороших и разных :)
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:09 am (UTC) (Link)
спасибо!
а что такого хорошего в офисной жизни? :)
pompeya From: pompeya Date: February 26th, 2013 09:52 am (UTC) (Link)
молодец.
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:08 am (UTC) (Link)
ну ты немного больше молодец )
alanis4us From: alanis4us Date: February 26th, 2013 09:52 am (UTC) (Link)
у меня получается совмещать временами, но переходить исключительно на фриланс совершенно не хочется
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:08 am (UTC) (Link)
почему?
pnikolaev From: pnikolaev Date: February 26th, 2013 10:03 am (UTC) (Link)
Подписываюсь под каждым словом. Всем фриланс, ребятки))

ЗЫ. поехали завтра в Степаново катадзе?))
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 10:08 am (UTC) (Link)
во, давай!
melkii_frolic From: melkii_frolic Date: February 26th, 2013 10:32 am (UTC) (Link)
Поздравляю, такая жизнь — действительно большое счастье. Я в этом году буду отмечать 5 лет своего счастья)
Интересная ставка в копейках за букву. У меня стандарт — 7000 руб. за А4 (из расчета примерно 3500 знаков с пробелами). Работать больше нескольких часов в день — согласна, некомильфо ни разу)
А почему не регистрируешь ИП? Его же очень просто вести + сразу снимаются многие из перечисленных проблем.
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 12:58 pm (UTC) (Link)
Нет никакого смысла в ИП. официальности хотят 2-3 заказчика из ста :). У меня оно было, но давно забросил за ненадобностью.
shrewcat From: shrewcat Date: February 26th, 2013 10:32 am (UTC) (Link)
ой, не трави душу! для меня лично основная проблема - нахождение заказчиков. как ты правильно отметил - фриланс.ру и прочие сайты дают мизерный процент. да и клиентура там неизвестная.
остальное - только плюс (для меня лично). мильонов, конечно, фрилансом не заработаешь, но и офисный планктон в массе своей не то чтобы шикует - половину на квартиру, потом шмотье офисное, то-се, вот тебе и в ноль. и раз в год скататься в Туркляндию или еще куда. естественно, не говорим о топах с заоблачными зп и corner suites.

в общем, твой пример всяко вдохновляет :)
tersan From: tersan Date: February 26th, 2013 12:59 pm (UTC) (Link)
Корнер сьютс - это чо, президентский люкс?
151 comments or Leave a comment
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]