Land Rover Evoque – первая машина с АКПП9.
Первыми успели лендроверовцы. Хотя крайслер с той же самой коробкой ZF 9HP выйдет в этом же году. Как всегда, все самое интересное в чистой механике придумывают немцы. Вы подумайте – все двигатели названы именами немцев (дизель, отто, ванкель).
В коробке ZF 9HP четыре вала, но они расположены в шахматном порядке. В итоге длина 9HP не изменилась по сравнению с 8HP (там тоже было 4 вала), а по сравнению с шестиступенчатой КПП увеличилась на 6 миллиметров. А масса – внимание – понизилась на 7,5 кг! Напомню, что это не мерзкий робот, а именно автомат. Только вместо гидротрансформатора здесь стоят две кулачковые муфты (а в 8HP стояло многодисковое гидродинамическое сцепление). Там еще много инноваций, но в итоге мы имеем 9 ступеней. Коробка может при переключении прыгать через передачи. Еще одна фишка – если ты переключаешься вниз (ну, рычажком) на слишком высокой скорости, коробка это запоминает, ждет падения скорости, а потом сама переключается. Благодаря очень короткой первой передаче (короче, чем раньше) есть практически понижайка. Благодаря очень длинной (9,84:1) девятой передаче (как звучит-то) есть возможность держать крейсерскую скорость на очень низких оборотах. В сущности, при нежной езде на машине с 9HP, можно ездить, никогда не раскручивая мотор даже до 1500 оборотов. Выглядит коробка чрезвычайно необычно:
Для атипичных девочек, которые смогли дочитать до этого места. Обычная АКПП выглядит так:
Да, она предназначена для переднего привода! Этот самый босс ZF Friedrichshafen говорил мне, что они ведут переговоры в том числе с АвтоВАЗом. Предусмотрены возможности для полного привода, для системы Start-stop, для гибридов. Во всех случаях применены решения с повышенной экономичностью. Например, для сохранения давления масла во время остановки двигателя по Start-stop вместо дополнительного насоса применен тупо гидроаккумулятор в формате цилиндр+поршень+пружина.
Вопрос – почему «автомат»?
То есть зачем множить ступени, если можно взять вариатор, где ступеней фактически бесконечное количество? Зачем использовать автомат, если есть экономичный робот? Так вот, ZF делает коробки лучше всех в мире. У этой фирмы 121 (сто двадцать один) завод по производству компонентов и миллиардные (!) бюджеты разработки. Они делают и роботы, и вариаторы. То есть вариаторы (для MINI’2001) уже забросили – пришли к выводу, что это ненадежно и дорого. Роботы (для Porsche 911) делают, но они все равно переключаются рывками и есть нерешаемая проблема с кавитацией вокруг лопаток на оборотах свыше 7000. Автоматы сейчас по всем характеристикам лучше всех остальных типов коробок, в том числе механики. Быстрее, экономичнее, комфортнее. Вот так-то.
PS. Экие молодцы пиарщики JLR. Прислали пресс-релиз с текстом "...и инженеры Land Rover в сотрудничестве с инженерами ZF разработали коробку передач для бренда Land Rover...". На самом деле ситуация такая: инженеры ZF разработали коробку передач, а инженеры JLR сказали им, какие модули расширения им нужны (для полного привода и для start-stop, например) и, вероятно, внесли изменения в программу управления коробкой, которая сейчас идет отдельным модулем.
Journal information