Самый популярный автомобильный блог. (tersan) wrote,
Самый популярный автомобильный блог.
tersan

Category:

Интересные машины – 2. Паравозик из Ромашково.

Продолжаю рассказывать о редких автомобилях. Благо, первый опус из этой серии (VW Golf Arlekin) собрал дохрена просмоторов. Сегодня вспомним сразу про два автомобиля: Stout Scarab (выпущено 10 штук, сохранилось 5) и Harris Steamer (сделана 1 штука, сохранилось 0,5). Вот последняя:

Здесь, как вы уже догадались, стоит паровой двигатель.
 

Но обо всем по порядку. В 1930-х большинство серийных автомобилей выгядело так: рама+кузов, продольно расположенный двигатель за передней осью, задний привод, карданный вал. Достаточно простая надежная схема, но мало места для водителя и пассажиров. Выглядели автомобили тогда примерно так:

Это роскошный Chrysler Imperial 1932 года. Стоил $1345. Как и у всех тогдашних машин, здесь практически открытые и задние и передние колеса.
Оцените смелость человека, который сделал машину такого дизайна:


Закрытые колеса и однообъемный кузов – фантастическое решение. Уильям Стаут был авиаконструктором, но жил в Детройте. Неудивительно, что он решил построить собственный автомобиль. Сделав кузов несущим и расположив двигатель (V8 от Ford) сзади, он избавился от рамы и кардана. таким образом удалось добиться ровного и низкого пола и простора в салоне.

Первый автомобиль в 1932 году был сделан полностью алюминиевым – даже сейчас таких машин очень мало. Дизайн также навеян авиационными мотивами. Спереди машинка не впечатляет, но сзади очень хороша:

Кроме внешности и компоновки, фантастическим был и салон. Огромный двухметровый диван сзади, кресла среднего ряда вращались, присутствовал откидной столик. Популярная механика сделала обзор машины:


Второй экземпляр был сделан через два года. Ради экономии кузов был стальным. Стаут, как и все самоделкины, мечтал поставить машину в мелкосерийное производство. Но просил за неё $5000 (читайте выше цену люксового Крайслера). Всего было сделано 9 «Скаутов». Все – ручками, на коленке, все – разные. Уже в 1946 году Стаут сделал десятый Scarab. На этот раз – с кузовом типа «стеклопластиковый монокок», как у современных суперкаров. Весь кузов состоял лишь из пяти частей.

В тех же 1930-х годах другой житель Детройта, Х.Харисс, инженер паровых машин, которые работали на городских ТЭЦ, тоже решил построить автомобиль. Харисс явно вдохновлялся первым в мире минивеном Стаута.


Он самостоятельно построил стальной кузов по мотивам Stout Scarab. Радиатор и органы управления были спереди.

Сзади (на расстоянии доброго метра) был один диван. Не очень широкий – два человека едва могли усесться. Подлокотниками им служили запаска справа и бензобак слева. Тип топлива не сообщается. Но, думается, можно было заливать что угодно – ведь ДВС (двигатель внешнего сгорания) это позволяет.

Двигатель Харисс поставил паровой. Такой же, как у паровозов и параходов. Какие плюсы даёт паровой мотор? Во-первых, вышеупомянутая всеядность – керосин, мазут, нефть, дрова, спирт – всё, что горит. Во-вторых, отсутствие КПП. Момент передавался сразу на колеса. Еще из плюсов паровых двигателей можно вспомнить их способность работать с такой же мощностью на больших высотах при низком давлении. Увы, КПД паровой машины – 1...8%, но у Харисса был мотор с конденсатором, его КПД может доходить до 25%. КПД современных бензиновых моторов – около 30%.

Считается, что паравозы легче тепловозов. Но для паромашины это утверждение не подходит. Особенно не подходит для прототипа Харисса. Больше 6 метров длины и 2200 килограмм веса – она весит столько же, насколько выглядит.
Неизвестно, ездил ли когда-нибудь этот чумовой агрегат. Известно, что мотор с него пропал еще в 60-х годах, а сейчас кузов продаётся на eBay за 8500 баксов. «Купите и отреставрируйте меня», – хочет сказать нам Hariss Steamer, глядя грустными глазами.

На фанерной обшивке двери карандашом написано: «H.R.Harris, Car of the Future, Steam Powered 30 hp'»
Невольный перевод: «Х.Р.Харисс, Машина Будущего, с Паровым Двигателем в 30 л.с.»

Tags: chrysler, интересное, прошлое, редкое, сша
Subscribe
promo tersan february 26, 2013 12:54 150
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments