Самый популярный автомобильный блог. (tersan) wrote,
Самый популярный автомобильный блог.
tersan

Category:

Голландцы изобрели автомобиль, который вырабатывает энергии больше, чем потребляет. Как?!



Вот эта странная штука - большой четырехместный семейный энергетически избыточный автомобиль. То есть он производит энергии больше, чем потребляет. По крайней мере, именно так утверждают его создатели - студенты TU/e (Университет Технологий из моего любимого Эйндховена). Автомобиль будет принимать участие в октябрьской гонке Bridgestone World Solar Challenge. Да - это солнцемобиль, разумеется.



Давайте посчитаем, как такое возможно. Пусть наш солнцемобиль имеет пять метров в длину и два в ширину (Ford Excursion из вчерашнего поста даже больше). И полностью устелен солнечными батареями (почему бы и нет, стекла-то вертикальные). И мощность этих батарей - 1 кВт на квадратный метр. Это нормальная цифра для солнца средней полосы России. Итого, мощность батарей на машине - 10 Квт. В привычных цифрах это 14 лошадиных сил. Часть лошадей теряется по пути к колесам, но в итоге да - можно худо-бедно ехать. У Запорожца вон 27 сил было и ничего - ехал же?
Но да - ехать можно только пока солнце светит. Не зря эта самая гонка проходит в Австралии.

И все же, как насчет вот этого производит больше, чем потребляет? Фразочка-то громкая, да? Представьте себе, что все автомобили на Земле не потребляют энергию, а производят её? Фраза студента из рекламного видео Stella, кстати. Давайте его посмотрим:



Итак, идея голландцев в следующем: автомобиль вырабатывает энергию постоянно и запасает её в своих аккумуляторах, а ездит лишь иногда. Таким образом и выходит "energy positive", то есть избыток энергии. Ну давайте снова считать.

В Москве в среднем 1730 солнечных часов в году (в прошлом было >2000). То есть Stella выработает 17 000 кВт-часов энергии за год. В Сочи - 20 000 кВт-ч.
Теперь сколько нам нужно? Пробег среднего автомобиля - 20 000 км в год. При реалистичном среднем расходе 7 литров на 100 км это 1400 литров бензина. Известно, что в одном литре бензина примерно 2.7 киловатт-часов энергии. Другими словами, нам нужно меньше 4 000 кВт-ч энергии за год!

Вот это да. А голландцы-то правы!

То есть, если среднестатистический москвич будет ездить на солнцемобиле, то он будет ездить бесплатно, да ещё и дома запитывать чайник и микроволновку? А сочинцы могут сливать избыток киловатт-часов в сеть и зарабатывать?
Поднимем градус ожиданий. На самом деле на 1 квадратный метр земли даже в Мурманске приходит 3 кВт солнечной энергии, а во Владивостоке - 5 кВт! То есть во Владике на вашу машину падает каждый день эквивалент 200-250 литров бензина!

Увы, реальность сурова. Ахаха, какая внезапная фраза. Во-первых, есть такая штука, как КПД. Энергия теряется везде. КПД самых дорогих солнечных батарей - не больше 40%. КПД электродвигателя - до 85%. КПД заряда/разряда аккумулятора - 80%. И так далее и так далее. Энергия уходит в нагрев подшипников, покрышек, тормозных дисков, шестеренок в редукторе... В итоге из этих 5 Квт мы применим на дело (на перемещение себя в пространстве) хорошо, если 5-10%.
Во-вторых, для того, чтобы собрать накопленную за день энергию, и использовать её для езды, нам нужны аккумуляторы. А они дорогие и тяжелые. Это совершенно непроизводительный расход энергии на таскание туда-сюда сотен килограмм лития, кобальта, углерода и железа.
Да, голландцы говорят, что батареек в Стелле хватает на 1000 километров пробега (с учетом подзарядки солнцем на ходу). Это очень-очень много. Но краудфандинговая Stella, если честно, далека от того, что мы сейчас считаем нормальным автомобилем. Сделана она из говна и палок - даже на рекламном видео выглядит, как бюст Милы Йовович. Очень жалобно выглядит, плакать хочется.
А вблизи... ну, я щупал пару таких солнцемобилей, так в них даже сесть нельзя без опаски, что кузов сломаешь. Экономия денег и веса на всём, чем можно. Алюминиевый каркасик и тоненький пластик кузова.

Однако прогресс не стоит на месте.

Когда-то солнцемобили выглядели так:



Сейчас выглядят так:



Вы бы стали ездить на работу на этом? :)



Ну то есть вот на всех этих Solar Challenge в Австралии, Абу-Даби и Калифорнии участники ездят на таких машинах:



Или машины на участниках.



Но да, прогресс не стоит на месте. Уже появляются машины, которые выглядят "как нормальные". На заднем плане - Stella образца прошлого года.



Растёт КПД всего. В первую очередь - аккумуляторов и солнечных модулей. Недавно совершил перелет до Гаваев первый самолет (!) на солнечных батареях. И в этой связи очень важно появление автопилотов и v2v-интерфейсов. Напомню: когда это случится, ДТП исчезнут от слова "совсем". И машины можно будет делать не из стали со сминаемыми зонами и разными системами безопасности, а из говна и палок. К тому времени и производители легких аккумуляторов подтянутся, и мы будем ездить бесплатно.

Да?



PS. в следующий раз расскажу про ветромобиль, который может ехать против ветра, а если по ветру - то обгоняя его.
Tags: австралия, будущее, голландия, технологии, экология
Subscribe
promo tersan february 26, 2013 12:54 150
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments