Самый популярный автомобильный блог. (tersan) wrote,
Самый популярный автомобильный блог.
tersan

Category:

Технологии недели: почему задняя часть машины важнее для аэродинамики, чем передняя.

Во Франкфурте открылся автосалон IAA, и сразу кучу интересных премьер. Особенно интересным выглядит Mercedes IAA.



Название концепта кокетливо совпадает с названием выставки, но расшировывается иначе. Выставка - это Internationale Automobil-Ausstellung ("международная автовыставка"), а машина - это Intelligent Aerodynamic Automobile (автомобиль с умной аэродинамикой)

Другими словами, концепт на этот раз показывает нам достижения немцев на аэродинамическом поприще. Чем так хорош Mercedes IAA? А вот давайте сравним с предыдущим концептом из Штутгарта, который был посвящен автопилотным технологиям. Там с аэродинамикой не заморачивались.



И что же мы видим? Передняя часть более-менее такая же, а вот задняя кардинально различается.

Ну для начала. Аэродинамическое сопротивление увеличивается квадратично скорости. То есть на скорости 400 км/ч сопротивление не в 4, а в 16 раз больше, чем при 100 км/ч. Соответственно дико растёт расход топлива, а это в наше время самое важное.
Лобовое сопротивление измеряют в условных единицах. Коэффициент лобового сопротивления Cx цилиндра приняли равным 1.0. Самое аэродинамически совершенное тело - капля, у неё Сх=0.05. У обычного автомобиля Сх=0.3, примерно. У Mercedes G-класса Сх=0.54.
Падающая жидкость принимает форму капли. То есть тупой перед и острый зад. Именно такая форма должна быть у обтекаемого тела. Если мы посмотрим на фюзеляж самолета, то увидим, что как раз так всё и есть. Тупой перед, острый зад.

Однако современные автомобили, даже суперкары, стремятся к противоположной форме с острым передом и вертикальным задком. Причина простая: так модно.



Инженеры знают, как сделать обтекаемый автомобиль. То есть быстрый и экономичный. Но маркетологи знают, что такой автомобиль не купят. Поэтому вот так вот и происходит. Для сравнения, когда-то мода была другой. Возьмём тот же Корвет, только несколькими полколениями старше:



Божечки-кошечки, что я вижу?! Да это же и есть форма капли - тупой перед, длинный острый зад. Да-да, автомобили полувековой давности имеют более обтекаемую форму кузова. Современные инженеры выигрывают только благодаря всяким ухищрениям типа плоского днища. А можно ли в наши дни сделать автомобиль в форме капли? Да, можно.



Только его никто не купит. Спросите у создателей Aptera 2e - они сделали автомобиль с Сх=0,11 и разорились. Я про это писал. Или вот ещё, VW XL1. Вы будете на таком ездить?



Volkswagen сделал машину с Сх=0,19. И даже пустил её в серию. Ну как серию... 250 штук. Понятно, что абсолютно убыточный проект, но немцы могут себе позволить такие рекламные игрушки.

Наконец, переходим к нашему пациенту. В чём гениальность решений Mercedes IAA? Снова лирическое отступление - гениальность изобретателя ремней безопасности Нильса Болина из Volvo была в том, что он сделал ремни удобными. До этого были какие-то дурацкие идеи типа обвязать себя ремнём и присегнуться к машине карабином. Лётчики на такое готовы, а вот обычные люди - нет. Ремнём Volvo было удобно пользоваться обычным людям, поэтому он пошёл в серию и спас миллионы жизней. Концепт Mercedes имеет Сх=0,19. Но выглядит куда приличнее, чем Volkswagen - именно в этом и есть его преимущество. Как удалось этого добиться?

Во-первых, нормальная решетка радиатора. На стоянке выглядит нормально, а на скорости там закроются жалюзи и сопротивление снизится.



Во-вторых, открытая задняя арка. Арки закрывают, потому что вращающиеся колеса со спицами создают сильное сопротивление. А сплошными их делать нельзя, потому что должно быть охлаждение тормозов. Здесь же на стоянке колеса выглядят прилично, а на скорости меняют свою форму (!) и аэродинамика улучшается.



И главное - задняя часть. На стоянке выглядит привычно, а после 80 км/ч из зада Мерседеса выезжает 40-сантиметровый хвост!



Плюс еще несколько активных аэродинамических элементов. В итоге машина на стоянке выглядит красиво (так и называется - design mode), а на ходу - обтекаемая. В "дизайнерском режиме" Сх=0,25, на ходу Сх=0,19. Ну гениально же?

Запомните мои слова - через 10 лет большинство автомобилей будут иметь активную аэродинамику.



PS. И чтобы ещё раз подчеркнуть важность задней части. У меня всё-таки автомобильный блог, правильно?

Tags: chevrolet, mercedes, volkswagen, volvo, будущее, технологии
Subscribe
promo tersan february 26, 2013 12:54 150
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments