?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Самый популярный автомобильный блог.
tersan
tersan
Платная дорога в России: как это работает.
Многие думают, что платные автобаны есть только в Европе. Это не так — в России уже действует несколько платных участков.
Многие думают, что платные участки организованы по принципу «поставим шлагбаумы на готовой дороге и будем стричь за это бабло». Это не так — не путайте с парковками у аэропортов. Например, платник в Липецкой области, на котором я побывал, организован максимально круто. Пожалуй, даже слишком круто.



Дорога на этом месте (трасса М4 «Дон») действительно была раньше. Более того, и платный участок здесь уже был, 18-километровый, первый в стране. Но для того, чтобы огородить шлагбаумами 52370 метров, трассу реконструировали. То есть построили новую примерно по тому же маршруту. Сейчас эта дорога соответствует классу I-б, то есть ее расчетная скорость — 120 км/ч. Вы знали, что бывает разный асфальт, соответствующий разной скорости? Так вот на Липецкой дороге специальный скоростной асфальт — менее шумный, менее абразивный для шин, более долговечный.
Еще построили 18 мостов (всего на 1267 метров), поставили 10 П-образных опор. На каждой опоре — информационные табло, метеостанции, минимум пять видеокамер, кнопка аварийного вызова, освещение. Если метеостанция определяет плохие дорожные условия (туман, гололед и пр.), предупреждения об этом появятся на табло без участия оператора — автоматически.



Колонн экстренного вызова на протяжении 55 км стоит 20 пар. Причем эти «sosки», в отличие от метрополитеновских, работают — при нажатии на кнопку оператор в ЦУПе сразу снимает трубку. Над кнопкой «соски» тоже стоит камера.
Разумеется, 100% трассы освещено, причем освещение автоматическое — фонари включаются ровно тогда, когда становится темно.

В обслуживании платного участка задействовано больше 100 человек — от дворников и охранников до кассиров и диспетчеров, получающих весьма некислую по местным меркам зарплату (кассир - 17 000 р.). Руководит ими Виктор Викторович Кондрашов. Это он - серьезный усатый мужчина на фоне ёлки из камер на въездном шлагбауме. Камерами вообще утыкана вся трасса и вся въездная плаза — как для контроля сотрудников, так и для разбора возможных конфлитных ситуаций.



Сама система функционирует следующим образом: машины делятся на 4 класса. Определяется это автоматически: полудиск над шлагбаумом — это лазерный датчик объема, а дырка в бордюре — фотоэлементы, считывающие количество осей.



Вот они крупно:



Когда автомобиль подъезжает к кабинке кассира, у него на мониторе уже горит тип ТС и требуемая сумма. Водитель кладет деньги в лоточек. Кассир берет их, пересчитывает, убирает в кассу, пробивает чек, выдает чек, открывает шлагбаум. Если деньги были без сдачи, то на все эти операции кассир обязан потратить не более 10 секунд. Вот рабочее место кассира:



Тетрадка в углу — список «блатных». Правом бесплатного проезда обладают, естественно, все «мигалки», а кроме этого, есть список из пары сотен машин с номерами — в основном, обслуживающих саму трассу (водоканал, уборщики, и так далее), ну и, понятно, администрация области, города, и т.п. При мне подъехала колонна из, видимо, РЛС. Головного гаишника пропустили бесплатно, остальных заставили платить, несмотря на то, что те, конечно, пытались качать права — мы ФСБ, мы защищаем родину, мы проливаем кровь ведрами...



Для таких кросавчегов предусмотрена крайняя полоса, негабаритная. Водила даже не стал пытаться подъезжать к окну — пришел к нему пешочком :).



Вообще, скорость проезда шлагбаума целиком зависит от самих водителей. Как я уже сказал, это может занимать меньше 10 секунд. Тем не менее, некоторые особо сообразительные товарищи проезжают пункт минут по пять. Последовательность действий может быть самая разная. Подъехать за полметра до кассы, попытаться дотянуться рукой, понять, что не получится, попытаться сдать задом, упереться в бордюр, попытаться подъехать передом, упереться зеркалом в козырек, плюнуть, выйти из машины, подойти к кассиру, узнать, сколько нужно платить, вернуться в машину, достать барсетку... (facepalm).



Обладатели высокого водительского скилла после козырька берут еще левее, прижимаясь зеркалом к стеклу. Те, у кого скилла поменьше, реально останавливаются так, что приходится выходить из машины:



Постояв на въезде несколько часов, я сам оценил этот интересный закон «густо-пусто»: сейчас может выстроиться очередь на 100 метров на все кабинки, через 10 минут нет вообще ни одной машины, а через 10 минут опять очередь. Про эти волны мне рассказывали все сотрудники трассы. Самый свободный день понедельник, потом каждый день поток нарастает, и в воскресенье — максимум. Пик был летом, в сезон отпусков — пробки перед въездом растягивались на полкилометра и на 15 минут по времени.



Пока проезд оплачивается исключительно ручками, но уже установлены автоматы — там можно платить самостоятельно, кешем, банковской картой, или бесконтактными карточками-проездными (как в московском метро). Впрочем, автоматы настолько устрашающе сложно выглядят, что нормальный человек явно предпочтет ручного кассира. Стоят и транпондеры над проездами — вскоре будут такие датчики, которые можно будет установить под стекло и проезжать пункт оплаты почти без остановки.



Секьюрити на пункте: «Да, рамсы всякие бывают. Типа подъезжает крутой на мерсе, и начинает права качать: я плачу налоги, я гражданин РФ, вы обязаны меня пропустить! Встает перед шлагбаумом, закрывается в машине, и спит».



Кстати, кассирам нельзя оставлять на чай, это не Америка. При мне шлагбаум какой-то Волге не открыли, пока он не вернулся и не забрал 5 рублей сдачи. Такие меры введены не зря — есть случаи, когда люди забывают взять эти пять рублей и требуют их на выезде, а то и звонят через несколько дней и скандалят (не вру).



Еще о тонкостях оплаты — кассир выдает чек со штрих-кодом. Его нужно отдать на выезде, и только тогда открывается выездной шлагбаум. Действует чек 12 часов, мне рассказывали про обидные случаи, когда дальнобои опаздывали на выезд на 1-2 минуты и платили второй раз. Чек остается у водителя, но второй раз воспользоваться им нельзя. При мне подъехал Prado, который очень не хотел платить 55 рублей, потому что у него был утренний чек. Нет, чек однократный.
Окошек у каждого кассира два. Легковое и грузовое. Но приличным фурам даже грузовое окошко слишком низко.



Теперь о диспетчерском центре, шутливо называемом ЦУП. Во-первых, на экранах показана работа всех кассиров и все проезжающие машины. Видно, сколько получает кассир денег и сколько сдачи дает, какой тип ТС определен и т.д.
Во-вторых, контролируется вся трасса. Какой текст показывается на каком табло, сколько машин на каком участке. Полоса снизу — это схема дороги. Сейчас она вся серая, но иногда участки подсвечены зеленым — там едет много машин. Еще есть коричневый и красный цвет, но их пока никто не видел. Можно включить любую камеру, посмотреть на любой участок, чтобы, например, понять причину пробки.



Если где-то на трассе остановилась машина, монитор показывает ее автоматически и предлагает оператору закрыть полосу или всю дорогу, то есть включить красный Х на табло на соответствующей П-образной опоре. Кроме того, на них можно выводить различные алерты для водителей, опираясь на показания метеостанций, изображение с камер и т.д. При мне включилась камера на товарища, который решил отлить на обочине. Кстати, на всем протяжении трассы стоят туалеты.



Ну и, конечно, дорогу оперативно чистят от снега, подстригают газоны, моют заборчики и столбы — занимаются этим местные ДЭУ. В случае аварии приезжают также местные гаишники и скорые, из Задонска. Большая часть аварий вызваны тем, что водитель засыпает. При мне коцнулись газелька и пассат. На выезде работали только два коридора. Газелька увидела, что в левом коридоре машин поменьше и в последний момент ломанулась туда (из первой полосы в пятую). «Внезапно!» - подумал пассат. Злобные гаишники "нам запрещено общаться с прессой" приехали минут через 10.



Да, кстати. Скорость на трассе ограничена цифрой 110 км/ч. Гаишников на обочинах не стоит — теоретически они могут там появиться, но им это просто неинтересно. Превышающих на лишение (то есть 170+ км/ч) очень мало, гораздо выгоднее стоять на соседней бесплатной дороге, где постоянно сплошная и ограничение 40 км/ч. А камер, меряющих скорость, на трассе нет. Ну то есть они есть, но предназначены для контроля трафика в ЦУПе, к ГИБДД они отношения не имеют. Сейчас ГИБДД ведет переговоры с Автодором насчет того, чтобы хотя бы повешать камеры, контролирующие номера машин — на предмет поиска угнанных и т.п. - но пока не висит и их. В общем, сейчас по трассе можно ехать 300, что некоторые несознательные нарушители и делают. Но не факт, что это не изменится.



Да, забыл сказать. С чужим чеком выехать невозможно — система считывает номер машины при оплате и привязывает его к чеку. Если вы показываете на выезде не тот чек (или поменяли номер по дороге), шлагбаум не откроется.

Я проехал и по бесплатному участку тоже. Он примерно такой же длины и асфальт нормального качества, но идет по деревням, двухполосный, насыщенный сплошной разметкой, ограничениями, пешеходниками. По времени выходит экономия в 20-30 минут. Но Автодор приглашал специально обученных людей, которые подсчитали 130 (!) параметров — от расхода бензина, резины и амортизации машины до настроения водителя и пассажиров. Выходит, что по платному участку ехать выгоднее, причем сразу на 35%. Ну и, например, лично я оцениваю полчаса своей жизни намного выше полтинника. Тем не менее, примерно 30-40 процентов трафика жалеет денег и направляется в объезд.



Окей, пользоваться платниками выгодно. А выгодно ли строить? За сутки по трассе проезжает от 15 до 30 тысяч автомобилей, а стоимость дороги - 5 миллиардов рублей. Кто готов посчитать срок окупаемости?

Tags: , ,

158 comments or Leave a comment
promo tersan february 26, 2013 12:54 150
Buy for 250 tokens
Последняя запись в моей трудовой книжке – «25 февраля 2010 года уволен по с.ж». Таким образом, сегодня пошел четвертый год моей внеофисной жизни. Принимаю поздравления. Первые полгода я жил, как полагается безработному офисному планктону – проверял вакансии, рассылал резюме, ходил на…
Comments
Page 1 of 3
[1] [2] [3]
exprabbit From: exprabbit Date: November 3rd, 2011 12:06 pm (UTC) (Link)
если они сделают М4 платной почти целиком, как собираются, то отрежут юг от тех, кто готов был еще ездить туда на отдых. проще тогда в чухню и лоукостером в европу.
еще будет платным обход Богородицка и Ефремова. последний в августе был еще закрыт, хотя полностью построен.
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 12:10 pm (UTC) (Link)
да, уже несколько платников построено, но не открыто.
но пока цена - рубль километр, то есть дорога от Москвы до Сочи будет стоить немногим больше тысячи рублей.
кроме того, бесплатные-то остаются.
johnny_ocean From: johnny_ocean Date: November 3rd, 2011 12:11 pm (UTC) (Link)
Проезжали там в этом году. Мотоциклист с нами. Лучше заплачу 55 р. и проеду по ней. Думали, есть ли еще подобные платные дороги в России?!

Photobucket
invicturum From: invicturum Date: November 3rd, 2011 12:14 pm (UTC) (Link)
интересный репортаж, спасибо. лет за пять при таком трафике и ценах окупится.
fiberline From: fiberline Date: November 3rd, 2011 01:42 pm (UTC) (Link)
да, тоже 5 лет вышло..
From: chantal_prym Date: November 3rd, 2011 12:16 pm (UTC) (Link)
А почему ограничение 110 км/ч?
labanoff From: labanoff Date: November 3rd, 2011 12:21 pm (UTC) (Link)
шикарный вопрос! тоже интересно зачем на специальной дороге со специальным покрытием, освещением и прочими благами делать такое нелепое ограничение.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
pashaman From: pashaman Date: November 3rd, 2011 12:20 pm (UTC) (Link)

Это же Якубович!

tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:26 pm (UTC) (Link)
он нашёл нормальную работу наконец-то :)
(Deleted comment)
bope From: bope Date: November 3rd, 2011 10:24 pm (UTC) (Link)
лучше по всей стране)
From: (Anonymous) Date: November 3rd, 2011 12:31 pm (UTC) (Link)
Не поленилась - 5 лет 8 месяцев - це срок окупаемости, а учитывая, что заявленная цена "раздута" минимум в 2 раза (мы то знаем как составляются такие сметы) то соответственно - 2,9. Этот участок такой малюсенький - что толку от него чуть. А вот как бы проехать в Питер, не поломав машину - это вопрос насущный.Решить его собираются лишь к 2018 году. Ура, товарищи!
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:25 pm (UTC) (Link)
как осуществлялся подсчет? у меня другие цифры ваще )
garrilloyd From: garrilloyd Date: November 3rd, 2011 12:33 pm (UTC) (Link)
Отличный репортаж, в первый раз прочитал про технические подробности на этой дороге. Всё автоматизированно, то есть возможности злоупотреблений сводятся к минимуму.
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:23 pm (UTC) (Link)
все автоматизированно и все наблюдается, причем еще и из москвы, поэтому да - там сложно намухлевать.
vasiapetechkin From: vasiapetechkin Date: November 3rd, 2011 12:35 pm (UTC) (Link)
55р за 52км, я правильно понял?
не слишком дорого, но согласен с некоторыми комментаторами, что 110км/ч маловато для такой трассы

не заметил упоминания о возможности оплатить безналом (Виза/Мастеркард), она есть?
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:25 pm (UTC) (Link)
да, по 1,03 рубля километр.
ограничения - это общая беда страны)
пока только налик, но автоматы уже ставятся. КАК ты этого не заметил? )
powerk From: powerk Date: November 3rd, 2011 12:40 pm (UTC) (Link)
посчитал, получилось 12-15 лет без расходов.
С расходами можно смело умножать на два.

Но все равно рад что такие дороги появляются и буду с удовольствием по ним ездить.
fiberline From: fiberline Date: November 3rd, 2011 01:42 pm (UTC) (Link)
а у меня 5 лет вышло без расходов...
morozzov From: morozzov Date: November 3rd, 2011 01:02 pm (UTC) (Link)
На легковой - да, 50 р не проблема.
В объезд идут именно фуры, им 5 рейсов в месяц - можно поднять почти 2 тысячи, купив левые чеки...
Жители Задоска в ахуе от трафика )
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:21 pm (UTC) (Link)
как раз сейчас у них трафика поубавилось
и да, в объезд пилят и те, и другие. На трассе примерно поровну lkw и pkw :)
fazer_rx From: fazer_rx Date: November 3rd, 2011 01:21 pm (UTC) (Link)
Отличный пример тезиса "могут же, когда захотят"

В связи с прочитанным появилось два мнения:
1. В большинстве своем соглашусь с общим настроением, да платные дороги нужны, они действительно помимо экономии времни доставляют еще и "эмоциональную выгоду". Но для этого должно выполняться еще одно условие: соотношение стоимости/расстояния/количества пунктов оплаты. и тут мы переходим к пункту 2

2. Этим летом ездил в Европу на машине. В т.ч. по платным дорогам. Весь участок по Беларуси - вполне приличный по качеству асфальт, никаких населенных пунктов и участков снижения скорости, никаких гаишников, ограничение 120, ширрокие обочины. Не хватает разве что отбойников. За все про все 84 русских рубля, и что главное - разделенных на 4 участка. В то же время в Польше 2 участка платного шоссе общей длиной около 500 км облегчили карман на 700+ руб. Но даже не это расстроило, а то, что пункты Pobor oplat расположены очень часто. Вкупе с названием и немалой суммой это вызывает реальное отторжение. Складывается ощущение, что поляки занимаются реальными поборами, иникаких приятных эмоций не остается.

Опять же для сравнения в Чехии проезд по платным дорогам покупается как наклейка-виньетка на лобовуху и стоит 600 руб за 15 дней без ограничения пробега.

Так вот к чему это я? А к тому, что что-то мне подсказывает, что русские по отношению будут ближе к полякам...
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:20 pm (UTC) (Link)
да, на М4 будет много шлагбаумов, по всей видимости.
но есть шансы, что Автодор запилит проездной "купил в Москве, доехал с ним до моря"
mudlaws From: mudlaws Date: November 3rd, 2011 01:34 pm (UTC) (Link)
пара вопросов
1. как там с заправками, кафешками и подобным?
2. (давно понять пытаюсь) будут ли проездные, типа на месяц или полгода например?
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:18 pm (UTC) (Link)
заправки на участке есть, кафешки - только встроенные в них
проездных нет, но, очевидно, планируются
fl_a_sh From: fl_a_sh Date: November 3rd, 2011 01:53 pm (UTC) (Link)
В сентябре был в Черногории, там тоже ездил по платному участку, все примерно также организованно, только на оплату уходит секунд 5 не больше :)
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:18 pm (UTC) (Link)
транспондер?
kruzenwtern From: kruzenwtern Date: November 3rd, 2011 01:56 pm (UTC) (Link)
ездил там на мотоцикле в 2006ом. ничего этого не было. асфальт был обычный, до нее и после нее такойже. денег не платил - пропустили так... обратно тоже не брали денег.
tersan From: tersan Date: November 3rd, 2011 02:18 pm (UTC) (Link)
о! наши люди!
на чём ездим? )
158 comments or Leave a comment
Page 1 of 3
[1] [2] [3]